|
Владимир Седов. Египетский модерн
Спецпроект «Керамос» Интерьер магазина «Фараон». 2002 год
Первоначальный проект Владимира Ерошенко и Игоря Холмогорова
Дизайн интерьера – архитектурное бюро «Керамос-ART»:
Дмитрий Слободенюк, Ольга Сорокина, Евгений Янчик и Денис Гоголев
В Столешниковом переулке на первом этаже существующего здания строится и оформляется магазин одежды под названием «Фараон». Проект магазина был составлен Архитектурно-строительным бюро Холмогорова (архитекторы Владимир Ерошенко и Игорь Холмогоров). В начале 2002 года за оформление уже сложившегося в своих габаритах и линиях пространства взялось архитектурное бюро «Керамос-ART» (авторы: Дмитрий Слободинюк, Ольга Сорокина, Евгений Янчик и Борис Гоголев; общее наблюдение и консультации: Илья Савельев).
Магазин «Фараон» не может быть в ином стиле, кроме египетского. Но каким тут должен быть Египет? Строгим и археологически-величественным? Но тогда причем тут одежда? Или в стиле казино в Шарм-Эль-Шейхе? Но тогда пропадает возможность создания сколько-нибудь достойной архитектуры. Египет – это тайна и игра, задачей декорации было не скатиться ни к египетскому залу Музея изящных искусств, ни к Диснейленду.
Торговый зал магазина делится на две части папирусовидными колоннами, колонны поддерживают галерею, парапет которой украшен египетскими орнаментами. Колонны зала нарочито серьезны. Формы их капителей найдены в справочниках, затем стилизованы в рабочих чертежах, по которым скульптор Михаил Народицкий вылепил модель. По этой модели на заводе выполнены чугунные отливки.
Все, вроде бы, точно, но в Египте не было чугуна Здесь есть некая вольность трактовки темы (можно вспомнить только чугунные Египетские ворота Менеласа в Царском Селе, но это уже ампир). Та же вольность, но в большей степени, чувствуется в орнаментальном фризе на парапете галереи: тут цветки лотоса, выполненные из смальты, складываются в орнаменты, напоминающие модерн, а необычность и драгоценность смальты подчеркивается вставками из травертина, перекликающимися с «телами» колонн. Тему модерна подхватывает лестница на галерею, где чугунная решетка перил вызывает в памяти ограждение лестницы в знаменитом доме Рябушинского Федора Шехтеля, а также шехтелевские металлические решетки. При этом «модерн» и «египет» уравниваются в своей ценности – «драгоценность» лестницы подчеркивают орнаменты подступенков, где, как и на парапете галереи, помещена мозаика из смальты и травертина. Получается не манерный, а спокойный, насколько это возможно при обращении к египетской теме, и умный интерьер, где нильские мотивы соседствуют с модерном. Такое соседство, на первый взгляд, странно.
Перспектива торгового зала
Если начать подбирать прецеденты египетским мотивам, то почти сразу окажется, что египетского в нашей архитектуре не много. Когда по Европе в период сентиментализма и романтизма прокатилась волна египтомании, у нас в России появились некоторые памятники, отражающие это течение: Пирамида в царскосельском парке, обелиск в Гатчине, сфинксы у Академии художеств в Петербурге, Египетский мостик и уже упомянутые Египетские ворота. Даже собранные вместе, эти монументы не образуют целого, это скорее отдельные фрагменты какого-то загадочного и чудесного мира. От этих произведений веет трепетным отношением классицизма и ампира к мистически-таинственному Египту, но сама эта трепетность не мешает трактовать «египетское» через призму античности, а значит, сообщать Египту несвойственную ему изящность.
В начале ХХ века русские архитекторы трижды стилизовали египетские храмы: в московской синагоге (интерьер главного зала Клейна) и Музее изящных искусств в Москве и в Музее в Красноярске. Модерн «разминулся» с египетской темой – в музеях стилизации были очень учеными, они учитывали самые последние искусствоведческие работы по египетскому искусству и тщательно создавали наглядные пособия к лекциям профессоров.
Колонна-образец из увража по архитектурным стилям была впоследствии сильно стилизована
Фасад лестницы, показывающий декоративную систему
Но совершенно по-иному тема вдруг зазвучала в Ар Деко. Русский Ар Деко оказался слишком связанным с политическими контекстами, и хотя открытие гробницы Тутанхамона едва ли не прямо вдохновляет замысел могилы Ленина, а интерьер «Кропоткинской» (в сущности, «Дворца Советов») является едва ли не самым совершенным итогом русской египтомании, все это по понятным причинам далеко от магазина одежды. Требуется «частный» Египет, и именно его мы находим в европейском и американском Ар Деко.
Основные линии мозаики парапета галереи и ее проект в цвете
Это удивительная архитектура. Бары, кинотеатры, театры, виллы, небоскребы, выстроенные по самым передовым для того времени технологиям, но как будто оплавленные огнем модерна с его витальностью. Среди построек английского Ар Деко можно найти и стилизации на египетскую тему: например, кинотеатр «Карлтон» в Лондоне, построенный в 1930 г. по проекту Джорджа Коулза (J.Coles), с его колоннами из Карнака и мозаическими орнаментальными фризами из разноцветных плиток. Ар Деко как-то удивительно соединил археологизм со свободой фантазии, вкус серьезной профессиональной работы и дух развлечения, джаз и египетские иероглифы.
«Фараон» в Столешниковом – это какой-то особенно наглядный пример переклички эпох: ведь Москва начала XXI века действительно напоминает Чикаго или Нью-Йорк 1920-х годов. По счастью, теперь не только стилистикой гангстерских боевиков, но и трактовкой египетского стиля. В ней есть яркость и острота восприятия и чувство, что развлечение, мотив, настроение, игрушка – все это должно быть сделано очень серьезно, очень изысканно и очень дорого. Иначе играть неинтересно.
Опубликовано в журнале "Проект классика" IV-MMII - 20.09.2002
Рубрика "Современная классика"
Интернет-версия: www.projectclassica.ru
|